Тарас Тарналицкий

Белорусские режиссеры начинают зарабатывать на кинопрокате

Спрос на белорусское кино растет. Эта позитивная тенденция четко обозначилась на прошлогоднем кинофестивале «Лістапад». Ажиотаж вокруг конкурса национальных проектов свидетельствовал, что местный зритель готов смотреть не только европейский арт-хаус или голливудские блокбастеры, но и картины отечественных мастеров. На волне успеха отдельные режиссеры решили попытать счастья в коммерческом прокате.

 

Хулиганская выходка для зрителя. Микробюджетной трагикомедии «ГараШ» режиссера Андрея Курейчика прочили судьбу сугубо фестивального проекта. По словам создателей, сначала картина должна была принять участие в нескольких кинофорумах, а затем появиться в Интернете. Планы резко изменились после успешной премьеры на «Лістападзе».

 

«За несколько дней до показа полностью раскупили два зала в кинотеатрах «Мир» и «Победа». Свободных мест просто не было. Мы не ожидали настолько громкого успеха фильма, который снимался как хулиганская выходка, — рассказал композитор и по совместительству дистрибьютор «ГараШа» Дмитрий Фрига. — Организаторы пошли нам навстречу и добавили еще два дополнительных сеанса. В целом за время фестиваля картину посмотрело примерно 1,5 тыс. человек».

 

После этого началась подготовка к общереспубликанскому прокату, который стартовал 11 февраля в Минске и ряде областных центров (в общей сложности на 29 экранах) и продолжается до сих пор. От услуг коммерческих дистрибьюторов авторы отказались и договаривались о показах самостоятельно.

 

Дмитрий Фрига признался, что переговоры с кинотеатрами в областных центрах были трудными: «Минский городской киновидеопрокат без лишних вопросов выделил нам залы «Москвы» и «Победы» для показа и презентации фильма. Представители же регионов разговаривали со мной очень осторожно. Вероятно, чиновники испугались того, что в картине мы поднимаем актуальные социальные проблемы, шутим про тунеядцев и коррупцию».

 

В итоге «прокатать» «ГараШ» в Могилевской области не удалось. В Гомеле ленту тоже не взяли, но разрешили демонстрировать ее на территории области, в небольших населенных пунктах. Чуть позже в нескольких городах местные власти переменили гнев на милость, услышав отзывы своих коллег из соседних районов и областей.
«В Гродно и Минске мы соб­рали хорошую кассу. Наши показатели удивили профессионалов, которые уже давно работают в кинобизнесе», — констатировал дистрибьютор фильма.

 

Помимо муниципальных, интерес к «ГараШу» проявили частные Silver Screen и «Арт-кинотеатр». «Подход частников кардинально отличается от методов работы чиновников на местах, — отмечает Дмитрий Фрига. — Они сделали все необходимое, чтобы извлечь максимальную выгоду из сотрудничества: поставили рекламу на видное место, демонстрировали трейлер фильма перед другими сеансами. После того как стало ясно, что поток зрителей не иссякает, они на несколько недель продлили сотрудничество с нами. Вопрос решился буквально за пять минут».

 

На 16 марта «ГараШ» посмотрело более 9 тыс. человек, а суммарные сборы составили около 400 млн руб. — приличная сумма с учетом производственного бюджета в 5 тыс. долларов.

 

«Понятное дело, часть заработанных денег уйдет кинотеатрам, специалистам, которые во время съемок сотрудничали с нами на определенных условиях, нужно будет заплатить налоги, — рассуждает композитор. — В любом случае за период проката мы окупили производство картины и вышли в ноль. Теперь ведем переговоры с зарубежными фестивалями и дистрибьюторами, телевизионными каналами о дальнейших показах «ГараШа». Фильм будет приносить доход и после завершения широкого проката».

 

90 к 10 в пользу кинотеатра. Куда скромнее были результаты молодежной драмы «Граф в апельсинах». Фильм не попал в программу «Лістапада», однако организаторы фестиваля, сотрудники центра «Арт Корпорейшн», помогли ему пробиться на большой экран.

 

«Столичный киновидеопрокат выделил зал кинотеатра «Победа», в котором у нас прошло восемь показов, — рассказала режиссер Влада Сенькова. — На начальном этапе мы постарались максимально прорекламировать картину собственными силами, что дало результат: на первые четыре сеанса пришло около 900 зрителей. Потом, когда мы перестали заниматься пиаром, произошел спад. В общей сложности нашу ленту в «Победе» посмотрело около 1300 человек».

 

Примерно 70 % заработанных средств авторы отдали посредникам и кинотеатру. Из оставшейся суммы они оплатили рекламные услуги и перечислили налоги в бюджет. «В результате у нас осталось что-то около 3 млн руб.», — призналась режиссер.

 

После этого создатели картины уже сами договорились о показах в частном кинотеатре Silver Screen. «Нам дали 16 сеансов, однако на этот раз публика нас проигнорировала. Видимо, из-за сильной конкуренции с голливудскими релизами. К тому же мы не занимались продвижением этих показов. Всего было продано 96 билетов.  За вечерние, наиболее посещаемые сеансы мы отдавали кинотеатру 90 % выручки, за дневные — 70 %. Столь невыгодные условия были выставлены потому, что прокатчик перестраховался: мы ведь работаем в одиночку, без поддержки дистрибьютора, а потому не можем гарантировать заполняемость зала. Что поделаешь, бизнес есть бизнес», — добавила Влада Сенькова.

 

Итого на показах в двух столичных кинотеатрах ребята заработали около 10 млн руб. В скором времени фильм будут показывать в  Витебске и Гомеле.
«В июне этого года запланирован выход нового фильма, и теперь мы сразу обратимся к дистрибьюторам. Деньги на пиар у нас будут, вопрос в том, кому эту задачу доверить. Без хорошей рекламной кампании картина чаще всего обречена на провал в прокате», — резюмировала Влада Сенькова.

 

Возвращение Каина. В конце апреля в белорусских кинотеатрах снова продемонстрируют фильм «Мы, братья», снятый киностудией Nonstop Media по заказу Министерства культуры. Правда, теперь лента будет называться «Код Каина», а ее показ пройдет одновременно с премьерой в России, куда продали около 500 копий.
Напомним, минувшей осенью фильм демонстрировался в республиканском прокате. Картину посмотрело 41 911 человек, а кассовые сборы составили 776 млн руб. (около 43 тыс. долларов) при производственном бюджете в 2 млн долларов.

 

«В конце прошлого года был промопоказ, а в апреле 2016-го — полноценный коммерческий прокат», — так генеральный продюсер компании Nonstop Media Сергей Жданович объяснил корреспонденту «БР» причину возвращения фильма на экраны.

 

Монтажная версия «Кода Каина» практически ничем не отличается от «Мы, братья», но продюсер уверен, что фильм все равно будет интересен зрителю. «Об этом говорят предварительные результаты промопоказа, — подчеркнул Сергей Жданович. — К тому же в большинстве своем публика его еще не видела».

 

"Белорусы и рынок"
19.03.2016