Тарас Тарналицкий

Частной кинокомпании грозит банкротство

Министерство культуры требует от частной кинокомпании вернуть госсредства, потраченные на съемку фильма для детей. 

 

(Часть первая)

Недавно в редакцию «БР» обратился директор и генеральный продюсер частной кинокомпания New Wave Production (NWP) Александр Левенчук. Он рассказал о том, как его намерение снять фильм для детей, деньги на производство которого выделило государство, обернулось угрозой банкротства для кинокомпании.

 

Предыстория. Компания NWP была создана осенью 2011 года. В это же время президент подписал указ № 567 «О мерах по государственной поддержке и стимулированию развития кинематографии», главными новшествами которого стали порядок и условия проведения открытого республиканского конкурса кинопроектов. Право на участие в нем получили все местные кинематографисты. Таким образом, документ фактически упразднил монополию «Беларусьфильма» на кинопроизводство в стране.

 

«Мы ознакомились с указом и решили принять участие в конкурсе, который в 2012 году проводило Министерство культуры, — рассказал Александр Левенчук. — Финансовую поддержку получили два наших проекта: мелодрама «Ба-бу» и фильм для детей «Невероятные приключения Арбузика и Бебешки».

 

Первой решено было снимать картину «Ба-бу». Половина необходимых для ее производства средств была выделена из республиканского бюджета, остальные деньги студия искала самостоятельно.

 

По сюжету у азербайджанского олигарха похищают 9-летнюю дочь Лейлу. Отца, владеющего нефтяными скважинами, начинают шантажировать, а девочку пытаются переправить через Беларусь в Западную Европу. Однако Лейла сбегает от похитителей. Ее находит белорусская пенсионерка и прячет у себя дома.

 

Картина, вышедшая осенью 2013 года, была отмечена наградами на нескольких кинофестивалях («Шукшинские дни на Алтае», XXIII кинофорум «Золотой Витязь»), открывала XI благотворительный фестиваль «Лучезарный ангел». Правда, в местном прокате фильм прошел слабо: в Минске его показали только в кинотеатре «Беларусь». Зато в Могилевской области, по словам продюсера, за год показа ленту посмотрели примерно 10 тыс. человек.

 

В просьбе отказать. После этого пришел черед производства «Невероятных приключений Арбузика и Бебешки». Съемки начались в конце 2013 года. Согласно договору, проект на 100 % финансировался государством.

 

«Сначала мы планировали снять четырехсерийный телефильм, но по рекомендации комиссии сделали полный метр с элементами 3D-мультипликации, — вспоминает директор кинокомпании. — Был заключен договор с литовской студией, которая профессионально занимается анимацией».

 

Работа над фильмом успешно продолжалась вплоть до конца 2014 года, когда в стране произошла очередная девальвация белорусского рубля. На то время уже было выделено 80 % от оговоренного бюджета.

 

«Поскольку контракт с литовскими партнерами был заключен в валюте, их услуги оказались слишком дорогими. Нам пришлось расторгнуть договор и искать новых аниматоров, — продолжает Александр Левенчук. — В скором времени мы нашли отечественную анимационную студию, до этого работавшую в основном на российском рынке. С ней был заключен новый контракт на выполнение работ, но уже в рублях».

 

Кинокомпания предупредила Министерство культуры о необходимости переноса сроков сдачи готовой картины. «Поскольку речь идет о компьютерной анимации, переход на другие технологии, предложенные новым партнером, потребовал дополнительного времени. Однако чиновники отказались изменять срок сдачи картины», — утверждает продюсер.

 

С марта 2015 года между студией NWP и госведомством идет затяжная переписка. Компания просит продлить срок сдачи проекта и выделить оставшиеся средства, а Минкульт по разным причинам отказывается удовлетворять эту просьбу.

 

«Нам предложили закончить фильм за собственные деньги. Речь идет о приличной сумме. Кто нам сейчас ее даст? Как потом расплачиваться? Конечно, эти вопросы никого не волнуют», — посетовал директор кинокомпании.

 

В итоге NWP было выставлено требование: вернуть деньги, уже потраченные на производство фильма, а также выплатить значительную пеню за срыв сроков сдачи. Сейчас общая сумма к выплате составляет примерно 28,5 млрд руб.

 

«Понятное дело, таких денег у нас просто нет, — уверяет Александр Левенчук. — Мы обанкротимся, но кто от этого выиграет? Большую часть средств государство так и не вернет, а зритель не дождется обещанного фильма».

 

За разъяснениями корреспондент «БР» обратился в Министерство культуры, однако оперативного ответа не получил. Начальник управления по кинематографии Светлана Ярошевич отказалась давать комментарии по телефону, а официальный ответ в течение недели так и не пришел.

 

Готов на 80 %. По словам директора кинокомпании NWP, фильм готов примерно на 80%: «Игровая часть с актерами полностью снята, осталось доработать мультипликацию. Работы не так уж и много».

 

Двадцать второго января в офисе портала tut.by авторы продемонстрировали рабочие материалы «Невероятных приключений Арбузика и Бебешки» (на фото). На показе присутствовали рядовые зрители и представители киносреды.

 

«Однозначно можно сказать, что работа над фильмом велась, причем значительная: материал уже смонтирован, подретуширован, выполнена работа со звуком и др., — поделился своими впечатлениями после просмотра координатор национального конкурса фестиваля «Лістапад» Николай Лавренюк. — Это уже практически законченное произведение, которое вправе увидеть белорусский зритель. Люди должны знать, что происходит с национальным кино, куда оно движется, на что тратятся налоги. Добиваться, как в данном случае, банкротства студии, чтобы потом положить недоработанный проект на полку, — наихудший выход из сложившейся ситуации».

 

(Продолжение)

 

Министерство культуры готово перечислить частной киностудии остаток средств, предусмотренных договором на производство фильма, однако только после того, как съемки будут закончены.

 

«В случае завершения производства фильма, его принятия Министерством культуры с подписанием соответствующих актов в установленном порядке Министерство культуры готово перечислить оставшиеся средства исполнителю в соответствии с условиями договора», — ответили представители министерства на вопрос «БР» касательно дальнейшей судьбы частной студии New Wave Production (NWP).

 

Как писала газета в № 7 от 23 февраля, кинокомпании грозит банкротство, поскольку вернуть уже потраченные на производство фильма деньги (речь идет о сумме, эквивалентной примерно 1,3 млн долларов) она не может. Нет у NWP и собственных средств для завершения работы, хотя для этого требуется значительно меньшая сумма — чуть более 250 тыс. долларов. Даже если потом министерство вернет деньги, сегодня взять их просто неоткуда, утверждают на киностудии. По мнению руководства NWP, министерство не желает идти на компромисс, предвзято относится к частной киностудии и намеренно ведет ее к банкротству.

 

Напомним, история началась в 2012 году, когда генеральный продюсер и директор компании Александр Левенчук выиграл республиканский конкурс кинопроектов и заключил договор на съемку детской сказки «Невероятные приключения Арбузика и Бебешки». Согласно условиям договора, Министерство культуры обязалось полностью профинансировать производство картины, выход которой был намечен на лето 2015 года.

 

Девальвация рубля в конце 2014 года вынудила студию отказаться от услуг латвийских партнеров, что, в свою очередь, потребовало переноса сроков сдачи фильма. Однако министерство не сочло эти причины уважительными, приостановило финансирование и, в конце концов, потребовало вернуть средства, уже потраченные на производство кинокартины, а также уплатить пеню.

 

Государство — на связи. В официальном комментарии для «БР» за подписью первого заместителя министра культуры Ирины Дриги отмечается, что в основе такого требования не только нарушение сроков производства. Деньги пере­стали выделять в том числе и по причине отсутствия отчетов о предыдущих расходах кинокомпании. «Согласно договору, обязательным условием перечисления средств в виде авансовых платежей является согласование заказчиком отчетов о фактических целевых расходах бюджетных средств на производство фильма, которые предоставляются заказчику исполнителем не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом», — пояснил Минкульт.

 

Отсутствие доброй воли. По словам главы NWP Александра Левенчука, кинокомпания отчитывалась исправно: «Мы неоднократно направляли для согласования на адрес Министерства культуры отчеты о расходовании средств, однако ответа не последовало. Когда я позвонил в бухгалтерское управление министерства и поинтересовался судьбой отчетов, мне ответили: «Вы же знаете, какие отношения между нами». Я спросил: «Какие же это отношения?» Ответ поставил в тупик: «Сами знаете. Отчеты подписывать не будем!» После этого киностудия направила в Минкульт еще два письма, в которых просила руководство министерства вмешаться в ситуацию, но ответа также не последовало, утверждает Александр Левенчук.

 

По мнению директора NWP, ссылка на отсутствие оснований для продления срока производства фильма также является несостоятельной. Есть много примеров, когда сроки работы над фильмами продлевались для других кинопроизводителей. «Это наталкивает на мысль об укоренившейся в министерстве системе «cвой-чужой». Мы заранее, за семь месяцев до завершения производства фильма, устно и письменно сообщали о невозможности соблюдения сроков ввиду обоснованных причин. Прошло уже больше года с начала нашей переписки, которая в итоге так ни к чему и не привела», — продолжает Александр Левенчук.

 

По его словам, Министерство культуры «не выполнило обязательства по договору: не согласовало отчет о фактическом целевом расходовании средств на производство фильма и, как следствие, не перечислило денежные средства в полном объеме. Таким образом, наша кинокомпания не имеет никаких возможностей для исполнения обязательств по договору ввиду неисполнения своих обязательств министерством. Все действия этого ведомства свидетельствуют о предвзятом к нам отношении и направлены на преднамеренное банкротство компании. Парадокс в том, что Минкульт официально присвоил студии статус организации культуры, а в год культуры решил от нас избавиться».

 

«БР» планировала получить комментарий юристов относительно возникшей ситуации, однако конфликтующие стороны отказались предоставить текст договора между ними, без которого рассудить, кто прав, а кто виноват, невозможно.

 

 

"Белорусы и рынок"
04.03.2016