Яўген Карпаў

"Что будет, если нажать на эту кнопку?" Как диджей из Вертелишек становится мировой звездой

Его музыку играют лучшие диджеи мира на крупнейших фестивалях, у него заключены контракты с европейскими лейблами и зарегистрирована торговая марка в США, а в социальных сетях десятки тысяч поклонников. TUT.BY встретился с Артемом Arston, белорусским диджеем из поселка Вертелишки, который известен в мире больше, чем на родине.

 

 

«Впервые в жизни побывал в клубе во время своего выступления»

 

 

Артем родился и вырос в поселке Вертелишки с населением чуть больше трех тысяч человек, который находится в 15 километрах от Гродно. По словам музыканта, на родине о его успехах почти никто не знает.

 

— Я совершенно не тусовочный человек. Собственно, из-за того что я очень много сидел дома, и стал этим заниматься, — говорит Артем, — Даже в клубе впервые в жизни побывал во время своего выступления. Когда друзья ездили в город тусоваться, меня это не цепляло, а сейчас так получилось, что работа связана с регулярными походами в клубы.

 

Мы встречаемся с музыкантом на Советской площади в Гродно. Некоторое время назад он снял в городе квартиру и постепенно создает там домашнюю студию. Музыкой Аrston увлекается с самого детства. Рассказывает, что мама часто включала на магнитофоне песни Depeche Mode и Queen. Он шутит, что буквально засыпал под эти альбомы. Во время прослушивания в его голове возникали музыкальные конструкции, но под руками не было технических средств, чтобы их воплотить в звук. Все изменилось, как только мама Артема, которая работала бухгалтером, принесла с работы домой старый списанный компьютер с Windows 98.

 

— Сразу же открыл программу «Звукозапись», начал записывать аудио и разбирать mp3-треки. Резал их, переставлял части местами. Получалась жуткая примитивная электроника, но мне было дико интересно смотреть, что произойдет, если я тыкну на эту кнопку. У меня не было музыкального образования, меня никто не учил, все познавал опытным путем.

 

Долгое время никому из знакомых свою музыку будущий диджей не показывал. Выкладывал треки на сайте promodj.com и к собственном удивлению стал получать положительные отзывы. Спустя время к Артему присоединились друзья, и они вместе стали рассылать треки известным диджеям и музыкальным лейблам. Первую поддержку Arston получил от российского электронного проекта Matisse & Sadko(в этом году дуэт стал автором официального гимна ЧМ по хоккею — 2016).

 

— Отправил им в личные сообщения трек. Он им очень понравился, и они его сыграли во время живой трансляции на радио «Рекорд». Помню, это очень классное ощущение, когда впервые видишь, как твою музыку играют известные ребята.

 

«Когда мне написал Ван Бюрен — это было „что-то вау“»

 

 

С тех пор Артем начал активно налаживать контакты в мире музыки, а его первое самостоятельное выступление состоялось не в небольшом клубе, а на сцене фестиваля Global Gathering в 2013 году.

 

— Получилось так, что я диджей поневоле. Я пишу музыку, но мне нужно ее показывать. Перед первым выступлением очень нервничал. Я учился на стареньком оборудовании, которое нашел дома у друга, а когда вышел на сцену, там стояли профессиональные «пионеры». Передо мной играл Глеб Глебов, я подошел к нему и говорю: «Привет! Куда здесь нажимать?» Потом разобрался, и в принципе, тогда было одно из лучших моих выступлений. Очень классная реакция была у людей, хотя первых два трека мне было страшно, я очень боялся облажаться.

 

Спустя время Arston познакомился с руководством голландского лейбла Armada, который основал популярный диджей Армин ван Бюрен, и лейбла Revealed Recordings, который создал один из лучших диджеев мира Hardwell. Владельцам понравилась музыка Артема, и они начали выпускать его треки. Нередко на крупных фестивалях можно услышать музыку авторства белоруса, исполняемую Армином ван Бюреном, Dj Hardwell и Dj Tiesto.

 

— Обычно я делаю трек и отправляю его на лейбл. Они слушают и говорят: «Этот трек нам подходит». Выпускают, а потом происходит его поддержка на фестивалях, когда видишь, как диджеи играют твой трек перед десятками тысяч человек.

 

Сейчас Артем поддерживает связь со всемирно известными диджеями и получает приглашения посетить крупные фестивали электронной музыки.

 

— Когда мне впервые написал Ван Бюрен — это было «что-то вау», а когда контакт наладился, это стало частью рабочего процесса и большой мотивацией. Конечно, если бы мне пару лет назад сказали, что мне напишет Армин или Hardwell пригласит на свое мероприятие, я бы не поверил. Это было совершенно неожиданно, и не было никаких предпосылок, что я пойду в этом направлении. Кто-то играл в FIFA и Need For Speed, а я сидел целыми днями и музыку писал, и это начало приносить плоды. Я очень благодарен, что они меня поддерживают, что вывели меня на такой уровень, когда я могу заниматься своим хобби и ни на что не отвлекаться.

 

Карьера Arstona в качестве музыкального продюсера только начинается. Профессионально он этим занимается всего два года и считает, что постепенное развитие намного лучше, чем резкий рывок, за которым может быть падение. Многим произошедшим с ним за это время он обязан случайному знакомству с американским юристом.

 

— Как-то мне написал американский диджей с радио, ему понравилась моя музыка, мы разговорились, и он порекомендовал мне своего друга — юриста из Лос-Анджелеса. Он уговорил его помочь мне на ранних этапах, говорил, что у меня большой потенциал. Это мне очень помогло, потому что с контрактами существует много нюансов. Если лейблы видят, что артист молодой и его никто не представляет, они пытаются схитрить и забрать больше прав. Сейчас я зарегистрирован в американском авторском обществе ASCAP и только что зарегистрировал в США торговую марку Arston.

 

«Ты слышал, в „Физруке“ с мобилы звонит твой трек?»

 

 

Мы поднимаемся на Замковую гору. Артем говорит, что очень любит атмосферу этого города и в ближайшее время никуда переезжать не планирует. Еще он болеет за футбольный клуб «Неман» и готов написать для него мощный гимн, если к нему обратится руководство клуба.

 

— Сейчас благодаря интернету неважно, где ты живешь: в Беларуси, Исландии или Голландии. Если хочешь сделать звук на уровне лучших мировых диджеев, год работы — и ты будешь на верном пути. Главное — подходить творчески и креативно. Когда я начинал, не искал учебники по звукозаписи, потому что у меня дома не было хорошего интернета. Я всему учился сам и благодаря этому отошел от стандартов. Лейблы в первую очередь смотрят на идеи. Неважно, какой у тебя ноутбук и наушники. На моем первом компьютере не было стерео, был только моновыход. Я писал на одном канале и колонках от музыкального центра. Технические моменты всегда можно исправить. Я до сих пор пишу на колонках, которые несколько лет назад купил за 140 тысяч в обычном компьютерном магазине. Мои треки никто не доделывает, не вытягивает звучание. Отправляю на лейбл, они отслушивают, говорят: «все окей», и эта версия идет в сет.

 

Вначале близкие Артема к его музыкальному хобби не относились серьезно. Планировали, что парень станет юристом. В школе у него хорошо шли гуманитарные науки, часто будущий диджей ездил на областные олимпиады. Когда же он решил заниматься музыкой и предположил, что сможет зарабатывать ту же зарплату, что и на обычной работе, окружающие попросили его не страдать ерундой.

 

— Мама меня всегда поддерживала в том плане, что не мешала. На меня никогда не давили, не говорили: «Бросай это, надевай костюм и занимайся серьезными делами». Я рискнул попробовать, и у меня получилось. Сейчас я индивидуальный предприниматель, плачу налоги каждый месяц. Не знаю, как устроено это у других артистов, у того же Макса Коржа, поэтому я сейчас зарегистрирован как независимый композитор и музыкант.

 

Раньше диджей сочинял музыку под другим псевдонимом. Когда почувствовал, что его занятия могут принести плоды, понял, что нужно его менять, так как Google выдавал множество разных вариантов кроме имени артиста. Тогда Артем решил переставлять буквы своего имени и спонтанно получил сочетание Arston.

 

— Когда вбивал в строку поиска, Google выдавал мне Ariston. Я подумал: «Окей, значит, буду Arston».

 

По мощеной Советской улице мы медленно возвращаемся на Советскую же площадь. Периодически на нашем пути появляются уличные музыканты. Артем достает из кармана кошелек и кладет деньги женщине, которая играет на аккордеоне музыку из советских фильмов. Говорит, что всегда старается поддержать коллег по цеху, когда проходит мимо. Интересуемся, в каких неожиданных местах доводилось ему слышать свою музыку.

 

— Впервые свой трек я услышал во время трансляции фестиваля электронной музыки Sensation. Мы его смотрели с друзьями, и вдруг Swanky Tunes сыграли мою музыку перед огромной толпой. Первая мысль: «Ни фига себе!». Это был один из первых моих треков. Бывает, хожу по магазинам и слышу свою музыку. Недавно в сериале «Физрук» мой трек был на рингтоне у одного из главных героев. Мне потом знакомые говорили: «Ты слышал, в „Физруке“ с мобилы звонит твой трек?» В КВН на Первом канале включали, а недавно у меня было первое большое достижение — мою музыку использовали в рекламной кампании линии одежды в США.

 

Артем говорит, что ему нравится смотреть в интернете, как люди на фестивалях отрываются под его музыку, но ему все чаще хочется быть на месте этих диджеев. С другой стороны, считает, что он в первую очередь продюсер и его главная задача, чтобы людям нравилась музыка, а самой большой наградой для него станет, если его композиции будут ассоциироваться у людей с важными событиями в их жизни.

 

Мы проходим мимо палатки с детскими аттракционами и надувными горками. Пока у кассира клиентов нет, поэтому он лежит на разогретом солнцем бетонном ограждении клумбы, прикрыв кепкой лицо, рядом с ним стоят большие колонки, из которых играет радио. Артем останавливается. Из колонок на всю площадь разносятся звуки электронной музыки.

 

— Когда-то давно я делал ремикс на эту песню, — мы вслушиваемся во вступление. Когда начинается кульминация, Артем восклицает: Это мой трек! Один из ранних. Это к вопросу о неожиданных местах, где можно услышать мою музыку, — улыбается Arston.

 

«Мне проще выступать перед 50 тысячами человек на фестивале, чем перед 15 в клубе»

 

 

Диджей говорит, что никогда не подстраивался под вкусы людей, старался делать то, что нравится ему, и по удачному совпадению это стало нравиться людям. Для него это до сих пор как хобби.

 

— Я не подхожу с мыслью: мне нужен такой трек, чтобы он понравился владельцам лейбла, поэтому добавлю в него такое звучание. Да, я живу с этого, но хочу исповедовать дилетантский подход: садиться за инструмент и думать — что будет, если я нажму на эту кнопку? Все направления музыки очень разветвились. Есть артист, есть его саунд. Я хочу, чтобы в будущем меня ассоциировали с моим звучанием.

 

В мае вышел последний сингл Arston «On Аnd On». Ранее вместе с диджеем Сандро Силвой он выпустил успешную композицию Symphony, а его ремикс на песню How You Love Me американского музыканта 3LAU набрал более миллиона просмотров на Youtube. Премьера прошла на крупном канале и стала значимым шагом в его карьере. До конца года Артем планирует презентовать экспериментальный макси-сингл. Руководство голландского лейбла, послушав демоверсии, одобрило новое звучание.

 

— Читал про себя комментарии, что я проплачивал кому-то что-то, что коллаборации за меня кто-то делает. Люди строят теории, но на самом деле сейчас любой может пробиться из любой страны, любого города. Один хороший трек, одна хорошая идея может изменить твою жизнь. Я, конечно, не особо шикарно живу, на жизнь хватает, но я стараюсь развиваться. Меня радует, что я могу где-то заявить о Беларуси. Мне будет приятно, если кто-то, послушав музыку и поискав в интернете, узнает о существовании такой страны. На крупнейшем в СНГ фестивале Alfa Future People я буду единственным представителем Беларуси и Гродно. Очень мотивирует, когда ты один из пионеров.

 

В Беларуси Arston выступает намного реже, чем в других странах. Последний раз в Гродно он играл в августе прошлого года на фестивале ColorFest, зато около пяти раз летал в Индию и давал концерты в Дели, Бангалоре и на Гоа. В этом году диджей выступит на главных сценах крупных фестивалях в России и Украине, в том числе на главной сцене крупнейшего в СНГ Alfa Future People.

 

— Пока это все спонтанно. Есть интерес, предложения. Следующий этап карьеры — подписание букинга, который будет профессионально заниматься организацией моих выступлений. В этом году в Беларуси у меня единственное выступление в Браславе. По предыдущим концертам я понял, что мне проще выступать перед 50 тысячами человек на фестивале, чем перед 15 в клубе. Там я расслаблен, а в клубе напряжен.

 

Из звезд мировой музыки Артем хотел бы поработать с продюсером Diplo из Major Lazer. Только один из пяти его синглов стал единожды платиновым, остальные — мультиплатиновые. К тому же продюсер родился в один день с Артемом, но на год раньше. Из белорусов называет Макса Коржа, с которым лично пока не знаком.

 

— У нас все только начинается. Есть все предпосылки к тому, что у нас будут артисты, но пока все в зачаточном состоянии. Недавно появился первый продюсер, который пробился на американскую сцену — Tony Fadd. Я не знаю ситуацию с белорусской музыкой, я очень далек от этого, но думаю, что люди привыкли называть недоработки неудачами. Мол, мы белорусы, нам сложно. В современном мире без разницы, откуда ты. Если есть хорошие идеи, тебя с руками оторвут. Все лейблы ищут новый звук, нестандартные шаги. Например, когда появился норвежский музыкант Kygo, который замедлил мелодии Avicii и назвал это tropical house, лейбл Sony Music набросились на него и сразу же заключили контракт. Нужно не зацикливаться на белорусской или российской сцене, а позиционировать себя в рамках мировой музыки.

 

 

"TUT.BY "
28.06.2016