Тарас Тарналицкий

Интернет-магазин, выросший благодаря увлечениям японской поп-культурой

Два больших фаната аниме организовали продажу оригинальных японских фигурок. Иван Ковтун и Анна Махмурянц оказались в числе авантюристов, решивших превратить свое хобби в полноценный коммерческий проект.

 

Иван закончил БНТУ по специальности коммерческая деятельность и бухгалтерский учет, затем одно время работал на крупном белорусском предприятии в отделе маркетинга – занимался реализацией продукции преимущественно в страны Африки. Анна, в свою очередь, получила музыкальное образование – в прошлом году завершила обучение в Белорусской академии музыки.

 

Впрочем, знакомы ребята ещё со времен старшей школы, причём исключительно благодаря видеоиграм. Иван одно время писал обзоры в газету «Виртуальные радости», которую читала Анна. Игры на японской консоли PlayStation для ребят не прошли бесследно – вскоре их общим увлечением стало аниме. Спустя несколько лет общения друзья созрели для того, чтобы открыть собственный интернет-магазин японских фигурок «Оками».

 

Как все начиналось

 

Инициатором затеи оказался Иван, для которого этот шаг стал первым бизнес-опытом. К мысли заняться чем-то своим он пришел еще на старой работе, во время поездок в командировки.

 

«Я общался с бизнесменами, которые ворочают миллионами долларов. Когда помогаешь зарабатывать людям огромные суммы, постепенно понимаешь, что и сам мог бы заниматься тем же: договариваться и продавать», – говорит Иван.

Существовал и ещё один фактор. «Это может показаться странным, но к нам на предприятие очень часто обращались компании разного уровня серьёзности из всевозможных африканских стран: писали, звонили, даже приезжали. Всем им очень хотелось стать официальным представителем нашего предприятия у себя на родине. И чем больше я общался с такими людьми, тем больше мне хотелось попробовать себя на их месте».

 

Сколько денег нужно, чтобы начать свое дело

 

Иван считает, что начинать свой бизнес не так уж и страшно. «Ошибка многих людей в предубеждении. Они уверены, чтобы открыть свое дело, нужно как минимум 10 тысяч долларов или того больше. В начале мы потратили всего около $2 тысяч. Процесс потихоньку идёт и наша «авантюра» постепенно окупается. Первую закупку делали, конечно, «на ощупь». Тогда казалось, что мы выбираем беспроигрышные варианты в плане аниме и персонажей. Но всё равно часть вещей с той первой закупки до сих пор с нами. Мы ласково называем эти остатки своими талисманами и уже неохотно с ними расстаёмся».

 

Коллекция

 

Ассортиментом занимается Анна. Девушка уже более пяти лет коллекционирует аниме-статуэтки и тематические брелоки, а также является модератором на российской площадке коллекционеров фигурок. «Раньше найти и купить конкретную вещь, будь то аксессуары для косплея или фигурки, у нас в стране было не так просто. Иногда почти невозможно. Хотя поклонников азиатской культуры у нас хватает: ежегодно проводятся фестивали «Хиган», «Аматэрасу», недавно в Гомеле прошел первый FreeTime-Fest. Так что заинтересованная аудитория есть, а значит, и спрос на товар должен быть», – говорит девушка.

 

Коллекция у Анны внушительная – всего 247 фигурок общей стоимостью более $2 тысяч. Больше всего фигурок у Анны из серии Bleach и споконов (спортивных аниме). «Так как я в жизни увлекаюсь спортом, и в аниме у меня эта тема сильно интересует и мотивирует».

 

Белорусское коммьюнити коллекционеров аниме-фигурок, по словам Анны, похоже на подполье: даже если оно существует, об этом знает считанное количество человек.

Основная часть таких людей шифруется. «В Беларуси есть ценители аниме-фигурок, но среди них нет сплоченности. Возможно потому, что люди не всегда адекватно реагируют на такой вид хобби. От некоторых моих знакомых можно услышать, что «это еще хуже, чем играть в компьютерные игры».

 

«Лично для меня коллекционирование – достаточно серьезное занятие. В России, наоборот, есть очень много коллекционеров и специальные площадки в сети, где они тусуются. Например, на MyAnimeShelf.com. На этом сайте из белорусов находится от силы всего человек 20, из которых активных только я одна».
Контрафакт и поставщики

 

По словам Анны, самое сложное – объяснить людям, далёким от коллекционирования, почему две фигурки с одинаковым названиями так сильно различаются в цене. Особенно часто об этом спрашивают родители, которые покупают игрушки детям. Примечание на большинстве коробок «не игрушка» их не смущает. Но вопросы отпадают, стоит только один раз взглянуть на фигурки вживую.

 

«Мы хотим прививать минчанам культуру потребления. Допустим, 10-15 лет назад все покупали диски с пиратскими копиями игр на «Ждановичах». Сегодня эта практика практически вымерла – пиратство переместилось в онлайн, на торрент-трекеры. 
Люди постепенно свыкаются с мыслью с покупкой лицензионных игр и фильмов. Но лицензионными могут быть и другие вещи, и в данном случае аниме-фигурки.

 

Основная проблема работы с зарубежными поставщиками в том, что никто из них не знает, что такое Беларусь.

Известный конгломерат компаний Good Smile Company, с которыми мы не один месяц вели переговоры о сотрудничестве, сначала указали на своем сайте, что магазин расположен в России. Пришлось объяснять японцам, что Россия и Беларусь – это разные страны. А совсем недавно другой японский оптовый поставщик фигурок чуть не отправил заказанную партию по нашему адресу, но в Украину. Но постепенно узнаваемость нашей страны растет».

 

Продажи и средний чек

 

Весной и летом, когда проходят крупные аниме-фестивали, люди покупают много париков и прочих аксессуаров для косплея. В предпраздничное время (например, на Новый год) и перед началом лета спросом пользуются фигурки. В основном востребованы товары тех аниме-сериалов, которые в конкретный сезон наиболее популярны. «Случаются вообще паранормальные вещи, когда на одну фигурку, пролежавшую полгода, внезапно налетают пять покупателей. Мы тогда шутим, что, наверное, где-то на ТВ закончили показ этого сериала», – говорит Анна.

 

Аудитория у ребят совершенно разношерстная по платежеспособности. Могут приобретать фигурки у и за 60 тысяч рублей, и за 5 млн. Более 80% аудитории составляют школьницы: девушки старшего школьного возраста, а также студентки первых курсов. Конечно, есть клиенты и постарше, в том числе мужского пола.

 

«Школьная аудитория не всегда понимает, как нужно оформлять заказ в интернет-магазине. Хотя мы сперва полагали, что нынешнее поколение продвинутое настолько, что покупка в интернете для них – обыденная вещь. На практике оказалось не так. Многим клиентам приходится подсказывать, как и что следует делать, чего не следует бояться. А боятся они многого. Например, заказывать по телефону и оформлять доставку на дом. Просят, чтобы мы приезжали куда-нибудь в условленное место, на нейтральную территорию», – говорят ребята.

 

Продвижение

 

Продвигается магазин фигурок аниме в основном через социальные сети. «Вконтакте» находится основная целевая аудитория, для которых организуют конкурсы. Кроме того, в мае собираются открыть офлайн-точку самовывоза товара.

 

«Конечно, риск прогореть в данном случае существует, но мы идем на него осознанно. Ведь наш магазин с самого начала – это одна большая афера…

В качестве укрепления позиций, в одном помещении с нами будет работать анимешное антикафе, первое в Беларуси, которое мы планируем сделать местом сбора людей, интересующихся азиатской культурой. Будем там тусоваться: проводить конкурсы, тематические вечеринки, небольшие концерты. Так что пространства для роста вполне достаточно».

 

"kyky.org"
28.05.2016