Елена Мальчевская

Первая в Беларуси успешная театральная крауфандинговая кампания, проведенная для финансирования спектакля "Опиум"

В Минске зрители собрали более 45 миллионов рублей для того, чтобы увидеть спектакль о войне в Украине и жизни в Рогачеве.

 

Эту сумму собрали на сценографию и костюмы 136 неравнодушных театралов на крауфандинговой площадке «Улей». Благодаря театральной солидарности, 15 апреля состоится премьера спектакля «Опиум». AFISHA.TUT.BY побывала на предпоказе спектакля, история создания которого с самого начала складывалась необычно...

Первая успешная крауфандинговая постановка в истории белорусского театра

 

У драматурга Виталия Королева нестандартные истории связаны не с одной пьесой. Спектакль по его первому тексту «Участковые, или Преодолеваемое противодействие» (режиссер Елена Силутина) играли в пространстве обычного жилого дома на Осмоловке. Вторая заметная работа Королева «Опиум» — история о двух братьях из Рогачева — началась с совместной работы с художественным руководителем московского «Театр.doc» Михаилом Угаровым.

 

В апреле прошлого года Михаил Угаров был одним из кураторов IV Международной драматургической лаборатории, которую ежегодно проводит Центр белорусской драматургии. Виталий Королев участвовал в лаборатории как раз с идеей создания пьесы «Опиум». Условия работы предполагали тандем режиссера и драматурга. В случае с «Опиумом» это взаимодействие оказалось очень неожиданным — идея Королева заинтересовала Угарова, и он решил не ограничиваться кураторством, а поработать с драматургом.

В итоге, «Опиум» вошел в тройку лидеров зрительского голосования, организованного интернет-журналом «Культпросвет», и заинтересовал директора Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» Анжелику Крашевскую. «АРТ Корпорейшн» и осуществил первую успешную крауфандинговую постановку в истории белорусского театра.

 

С одной стороны «Опиум» — пример успешного проектного театра, которого в Беларуси мало. Но с другой: эксперименты и поиски происходят потому, что создатели спектакля не видят возможности работы с острыми, жесткими современными пьесами на площадках государственных театров. Это отмечает в своем видеообращении для потенциальных спонсоров режиссер спектакля Александр Марченко. Про это говорит в коротком интервью перед спектаклем Анжелика Крашевская, вспоминая и «Опиум», и более ранний проект «АРТ Корпорейшн» — спектакль о белорусском патриотизме «Patris» по пьесе Дмитрия Богославского, Сергея Анцелевича и Виктора Красовского.

— Я думаю, с такими спектаклями навряд ли кто-то захочет приютить (имеются в виду государственные театральные площадки — прим.авт.). Во-первых, тематика. Во-вторых, формат документального театра, которого боятся больше — неважно какая тема затрагивается.

 

Предпоказ и премьеру «Опиума» играют в выгороженном пространстве выставочного зала Дворца искусств. Билеты пока не продают — первые показы для спонсоров спектакля. Но создатели планируют продолжить поиски площадки и играть «Опиум» как полноценный проектный спектакль. И конечно же, показать его в белорусской программе международного форума театрального искусства «ТЕАРТ».

Самый честный спектакль года

 

Белое сценическое пространство контрастирует с землей, насыпанной в нескольких ящиках. Землю рассыпают, подметают, откапывают и закапывают в ней предметы, метафорично рассказывая историю жизни больной матери и двух сыновей из Рогачева. Старшего увольняют с работы — устроиться некуда. Единственный подвернувшийся вариант: копать могилы в фирме ритуальных услуг. Поработав могильщиком, парень решает копать окопы и воевать в Украине, чтобы хоть как-то заработать. Младший готовится к поступлению, и только на бесплатное, потому что платить за учебу нечем. Но внезапно сталкивается с войной стереотипов и убеждений.

«Опиум» — это мокьюментари. Псевдодокументализм. Выдумка, замаскированная под действительность, попытка осмыслить и проанализировать все, что происходит с нами. Зал мгновенно реагирует на реплику про закон о тунеядстве, на предложение матери засунуть пластиковую бутылку в сливной бачок — так меньше воды расходуется, не надо переплачивать сверх нормы. И долго думает о том, какая же война страшнее внутри твоей головы или в реальном мире.

 

Создатели «Опиума» позиционируют свой проект как самый честный спектакль года. Но наверное более точно в контексте белорусского театрального процесса будет определение «волеизъявляющий». Актеры из трех театров (Юлианна Михневич, Антон Жуков, Максим Брагинец, Артем Курень и Анна Семеняко) и режиссер Александр Марченко собрались вместе для того, чтобы сказать именно то, что для них важно. И как минимум 136 зрителей захотели услышать именно то, что они скажут.

Фото: Евгения Петрученко

 

 

 

 

 

"AFISHA.TUT.BY"
15.04.2016