Пивовар примерил лавры консула

Производство и продажа алкогольной продукции — звенья в цепочке такого процесса, как алкоголизация населения со всеми вытекающими из нее последствиями. В свете этого обстоятельства по меньшей мере комично, а по большей — возмутительно выглядит этикетка пива «Авторське», на которой за подписью Андрея Мацолы — основателя пивоваренной компании, выпускающей это пиво, размещено утверждение «Я зробив усе, що міг. Хто зможе, нехай зробить краще».

 

Очевидно, что это слегка измененное, отличающееся лишь одним словом, латинское крылатое выражение «Feci quod potui, faciant meliora potentes», в переводе на русский означающее «Я сделал все, что мог, пускай кто может, сделает больше» (только на этикетке вместо слова «больше» употреблено «лучше», то есть украинское «краще»).

 

Различные источники в интернете поясняют, что этой фразой древнеримские консулы заканчивали отчетную речь по истечении срока своих полномочий. «Словарь латинских крылатых слов» под авторством Ширяевой Т.А., изданный в 2002 году в Ростове-на-Дону издательством «Феникс», предлагает более детальное пояснение: данное высказывание является переработкой аналогичного по содержанию высказывания Цицерона (он тоже был консулом).

 

Конечно, в плагиате бизнесмена Мацолу не обвинишь, крылатое выражение на то и крылатое, чтобы каждый употреблял его, где и когда захочет. Однако по этическим соображениям на бутылке пива, да еще и с подписью его производителя, этому консульскому изречению явно не место. Во-первых, у покупателя, малосведущего в античном наследии, такая подача информации — высказывание и подпись — может создать ложное представление о том, что подписавшемуся под высказыванием данное высказывание и принадлежит. Во-вторых, смысл высказывания — созидательный, и Цицерон, и другие консулы работали во благо народа, в то время как сегодня общеизвестен вред пива для организма человека и в более широких масштабах — вред любого алкоголя для общества в целом.

 

Не являясь юристом, не берусь анализировать этикетку на предмет наличия признаков ненадлежащей рекламы, но думаю, что для удара по репутации производителя пива «Авторське» хватило бы и вышеприведенных аргументов, если бы только потребителям было дело до всяких исторических личностей и этических тонкостей. Но человека, покупающего бутылку пива, интересуют в первую очередь вкус и вызываемый напитком эффект опьянения.

 

Аналогичную с точки зрения этики ситуацию я описал в прошлом году в публикации «Трагичный штрих к идилличной картине»: создатели туристического комплекса "Николаевские пруды" в Круглянском районе Могилевской области примазались к имени русского художника XIX века Николая Неврева, который закончил свой жизненный путь в этих местах, застрелившись от безысходности, но большинству их клиентов, скорее всего, и в голову не придет рассуждать на эту тему, потому что приезжают сюда люди пожить в комфортабельных номерах, поваляться на пляже да позабавиться на аттракционах.

 

 

"Литературно-публицистический блог"
28.09.2016