Олег Рыжков: «Музею не хватает диалога с посетителем»

Есть ли в Беларуси новая парадигма музейной деятельности, и в чем ее суть? Какие профессии останутся в прошлом, и какие специалисты придут им на смену? Почему из лексикона директора музея исчезает слово «выставка». Об этом рассказывает директор Национального исторического музея Республики Беларусь Олег Рыжков.

 

 

– Как выжить музею в условиях недостаточной государственной поддержки? 

– Да, выживать очень сложно, и это удается сильнейшим. Касается это каждой отрасли культуры в частности и всей жизни в целом. Поэтому одним из инструментов политики нашего музея является привлечение заведомо успешных коммерческих проектов. Но не только, для того чтобы заработать. Благодаря этим проектам у нас появляется больше возможностей для реализации «социальных проектов». В моем понимании, 30% выставочных площадей должны работать на получение прибыли; 70% пространства должно служить прямой цели музея – популяризации истории, культуры и образования в музейном пространстве. Когда эти пропорции будут соблюдены, все будет очень хорошо. Надеяться только на государственный бюджет мы не можем.  

 

Культура оказывает огромное влияние на экономическое развитие региона или территории. Не надо далеко ходить за примерами. Когда после реставрации открылся замок в Несвиже, город стал культурным центром, о нем заговорили. Возникла потребность развития сферы общественного питания, производства сувенирной продукции, гостиничного бизнеса. Это все повлекло за собой создание новых рабочих мест. Один культурный объект создал культурный мегаполис и дал толчок развитию экономики.

 

Продолжение интервью читайте на сайте программы ЕС "Культура и креативность".